Казачья служба никогда не была простой. Она требовала разнообразных практических знаний: в коневодстве, в изготовлении оружия и пороха, в тактике ведения боя и даже знаний басурманских языков для общения с пленными и местным населением в дальних походах.
Образование же во все времена – дорогое удовольствие: отдельное помещение с отоплением, книжки, тетрадки, чернила и жалованье учителя, который не известно, чему научит казачат. А собственных казаков-учителей не было совсем.
В кубанском крае первые шаги светского образования были робки и несмелы. Делались они через школу приходского дьяка и через писарню земского повытья. Именно там, в писарне, где «робкое детское перо погружалось в обломок бутылки, заменявшей чернильницу», и появились прообразы современных средних образовательных учреждений, «Мастерами грамоты» чаще всего были дьячки или мирские люди, для которых дело обучения стало основной профессией. По договоренности с отцом или родственниками отрока обучали его такие профессионалы у себя на дому или в семье ученика, регулярно навещая подопечного.
Иногда на таких уроках собирались несколько детей, таким образом получалась небольшая школа. Учили детей грамоте да уму-разуму в основном по религиозным книгам, однако известны случаи, когда учителя использовали в процессе и произведения устного народного творчества: например, казачьи сказки и различные пословицы.
Надо отметить, что про образование женщин-казачек речи вообще не шло. Если немного грамотных казаков было нужно, то женское дело – детей растить, да за домом следить. Читать книжки надобности нет. Не графья.
Но прогресс не остановить, и к концу 18-го и началу 19-го века начинают проявляться иные тенденции. Казачья вольница практически закончилась. Казаки встраиваются в государственную систему Российской Империи. Для продвижения по службе и занятия чинов в системе управления войсками или территориальными администрациями, необходима грамотность.
Кроме того, появляется такое явление, как казачье дворянство. Элиты казачества стремятся сохранить привилегированное положение для потомства. Дети атаманов едут учиться в столичных гимназиях и университетах. Образование в Российской Империи того времени платное. Не всем по плечу. Происходит расслоение казачества, в том числе, и по уровню образования.
Только в начале 19-го века начинают создаваться школы в станицах. До того для учебы ездили в города или учились частным образом. В станичных школах дают начальное образование – чтение, письмо, закон божий и арифметику. Учатся по 2-3 года.
Самых успешных учеников могли отправить на учебу в Губернские гимназии или уездные училища за счет войсковой казны. Понятно, подобные случаи были единичными.
Во второй половине 19-го века отмечается заметное развитие казачьего образования, которое немного отличается от общероссийского, потому что носит прикладной военный характер. Казачат учат военным дисциплинам, техническим и даже морским специальностям. Встречаются школы с углубленным изучением иностранных языков.
Успехи казачьего образования в это время объясняются просто: гимназии и школы финансировались из казны Казачьего Войска, что делало его доступным для широких слоев казачества.