Красный, святой угол – самое важное и почетное место в русском доме. Красный – значит красивый, торжественный, а святым угол называется оттого, что здесь находится божница. Красным был дальний угол избы по диагонали от печки. Дом строился так, чтобы святой угол был на востоке. При закладке под нижний венец сруба клали деньги, во все углы, при этом под красный угол клали самую крупную монету.
Угол с божницей и столом под ней считался чистой, парадной половиной избы. В этой части, и освещение было лучше, так как обе прилегающие стены имели окна. Иконы были первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Гость снимал шапку и трижды крестился на иконы в красном углу, а затем здоровался с хозяевами. Пройти в красный угол он мог только по особому приглашению.
Иконы не развешивались по стенам, а ставились на полку или киот. Божница изготавливалась из дерева и украшалась резьбой или росписью. Полочка часто была двухъярусной, украшалась длинными вышитыми полотенцами (божниками и иконниками), лубочными картинками, открытками, искусственными цветами. Здесь же находилась лампада, святая вода, веточка вербы, куклы – обереги, выполненные руками хозяйки, пасхальное яйцо. Иногда клали Евангелие, молитвослов и другие книги. На полочках рядом ставили красивую домашнюю утварь, домашние реликвии, важные документы.
Божница в каждом доме оформлялась по возможностям хозяев. Обязательными были иконы Спасителя и Богородицы, остальные иконы подбирались по желанию. Часто это были изображения Троицы, Ангела Хранителя, святых, именами которых названы члены семьи, образы покровителя того ремесла, которым занимался хозяин. Почти в каждом доме молились иконе Николая Чудотворца.
Любое важное дело в семье начиналось с моления перед киотом. Все важные события в семье так же отмечались в красном углу. Здесь благословляли невесту перед отъездом в церковь, здесь после венчания принимали молодых в доме жениха, сюда сажали самых почетных гостей. По поверьям предков душа умершего человека находилась именно в красном углу, поэтому покойника клали на лавку головой на восток.
Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в под киотом. По народным представлениям это сулило благополучие всему хозяйству.
Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они ни жили - бедно или богато, но в любой станице не было хаты без святого Красного угла. Красный – значит красивый, торжественный, а святым угол называется оттого, что здесь находится божница.
Когда строили хату, её начало - первые ряды из тяжелого, гулкого самана - тоже начинали возводить с восточной стороны, от угла, где впоследствии располагался домашний иконостас. За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника, чтобы тот освятил помещение. Тогда же в комнату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе. Вскоре хозяин заказывал красивый фигурный стол-угольник темно-вишневого цвета, на котором появлялась белая кружевная накидка - дело рук умелой казачки. Здесь располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники.
Любое важное дело в семье начиналось с моления перед иконостасом.
Все важные события в семье так же отмечались в святом углу. Здесь отправляли молодого казака на службу и встречали его, благословляли невесту перед отъездом в церковь, здесь после венчания принимали молодых в доме жениха, сюда сажали самых почетных гостей.
Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в под киотом. По народным представлениям это сулило благополучие всему хозяйству.
По поверьям предков душа умершего человека находилась именно в красном углу, поэтому покойника клали на лавку головой на восток.
Красный угол иногда еще называли святым и царским. Можеть быть, потому, что там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества, но в большей степени, пожалуй, - по названию иконы с изображением Иисуса Христа - Царь Славы.
Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала свой особый смысл.