Серп – орудие для уборки зерновых культур, представлявшее собою полукруглый клинок с зазубренным лезвием, вставленный в цилиндрическую рукоятку. Серп – орудие труда, часто упоминающееся в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывается его форма и назначение: «Маленькой, горбатинькой, всё поле обошёл и под кровельку ушёл».
Русские серпы XIX века были сравнительно небольших размеров: расстояние от острия клинка до черешка, вставленного в рукоятку, колебалось в пределах от 21 до 35 см, ширина средней части клинка – от 1,8 до 3,5 см, высота дуги обычно составляла одну вторую расстояния от острия клинка до черешка.
Серпы различали по форме клинка и зубцов. У одних серпов линия изгиба приближалась к правильной полуокружности, у других имела неправильную, слегка сплющенную форму. При этом свободный конец клинка был скошен, а рукоятка несколько отогнута. Зубцы на лезвии клинка делались в форме лопаток или игл. Считалось, что новыми серпами с заточкой в виде лопаток сначала трудно работать, но по мере их снашивания серп становится всё более и более удобным. Жатва серпами с зазубринами в форме игл, по мнению крестьянок, сразу же давалась легко, однако зубья на серпах быстро изнашивались.
Клинок серпа изготавливали из стали или железа с наваркой стальных полос на лезвие, а затем закаляли в огне. Зазубрины, благодаря которым стебли растений перепиливались, наносили на лезвие или до закаливания, или после него. Серпы, закаленные до нанесения на них зазубрин, были довольно мягкими и быстро тупились. Это объяснялось тем, что на хорошо закалённый металл насечки наносились с трудом. Однако такие серпы было нетрудно затачивать. Серпы с зазубринами, нанесёнными на лезвие до закалки, служили очень долго, так как им можно было давать более прочную закалку. Однако если они тупились, то их заточка становилась делом достаточно сложным. Рукоятку серпа всегда делали деревянной, короткой, суженной в середине, чтобы её удобнее было держать в руке.
Серпы изготавливали деревенские кузнецы по заказу крестьянок, но чаще их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках. В России существовало множество кустарных мастерских по выделке серпов. Особенно славились своими серпами кузнецы из Осташкова Тверской губернии, которые в год изготавливали до 20 тысяч серпов отличного качества, а также и серповщики Авдотьевской, Бережковской, Улыбышевской волостей Владимирской губернии, которые делали до 3 миллионов серпов в год.
С серпами на Руси был связан интересный обычай. В день памяти св. Захария Серповидна (8/21 февраля) русские крестьянки доставали серпы, воткнутые в переборку сеней, и кропили их крещенской водой, при этом приговаривая: «Не обережёшь вовремя кривого серпа – не нажнёшь в поле и снопа». После этого молились св. Захарию, надеясь, что он поможет им осенью быстро сжать хлеб.
С работой серпом обычно связывали представления о женской силе, ловкости. Старухи, вспоминая свою молодость, говорили: «Была молода, не только хлеб жевала, а и по сто снопов в день сжинала».
Серп – старинное орудие земледельца. Его находят при археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI-VII вв. Древнерусский серп имел вполне современную конструкцию. Кривой широкий нож, иногда с зазубренным лезвием, на одном конце имеет остриё, а на другом переходит через колено в черенок. Подобная конструкция существовала уже в IX веке. Формы кривизны лезвий очень разнообразны, что является совершенно неизбежным при местном изготовлении серпов. Среди этого кажущегося многообразия кривизны форм можно выделить локальные типы. Один из ведущих советских археологов, А.В. Арциховский, методом аналитической геометрии вывел уравнение кривизны лезвий на ряде древних серпов. Полученные уравнения легко разбились на несколько групп, которые совпали с территориальным происхождением изученных серпов. Выявились три типа древнерусских серпов: новгородский, московский и днепровский. Кривая новгородских серпов – парабола, московских и днепровских – эллипсис.
Серп является одним из древнейших орудий труда, появившимся еще до перехода человека от охоты и собирательства к земледелию. Долгое время серпы изготавливали из камня, и только затем их стали делать из металла. Коса, по сути дела, является серпом с более длинной ручкой, также предназначена для жатвы, поэтому обладает сходным символизмом.
Само назначение этого орудия труда сделало его символом изобилия и урожая. В Шумере и у некоторых африканских племен серп считался эмблемой царей и вождей. Поскольку своей формой серп повторял полумесяц, он стал лунным символом.
Оружием вавилонского бога Мардука был кривой меч, который первоначально являлся серпом. Именно серпом Персей отсек голову спящей горгоне Медузе.
В античности серп стал атрибутом бога земледелия Кроноса (римского Сатурна), а также бога изобилия и плодовитости Приапа. Однако поскольку Кронос был также богом времени, серп постепенно превратился в символ смерти. Этому способствовало и понимание обряда жатвы как «убийства» хлеба и начала умирания природы.
Серп в ритуальных целях использовали кельтские жрецы, срезая им священную омелу. Некоторые считают, что западноевропейский образ смерти с косой в руках восходит к кельтскому богу Саману. Однако другие ученые уверены, что смерть с косой напрямую связана с Кроносом. Так или иначе, в Западной Европе образ смерти в виде мумифицированного трупа фиксируется со времени начала страшных эпидемий чумы. Позднее смерть стали представлять в виде скелета с косой в руке. Следует отметить, что в христианстве ангел смерти также изображался с серпом в руке. Сам серп в Библии является символом Страшного суда.
Перекрещенные серп и молот как символ впервые были использованы масонами. В данном случае серп символизирует смерть, а молот является знаком власти над человеком, которого следует обработать, придав ему нужную форму. Коммунисты толковали данный символ как союз рабочих и крестьян, причем последних первоначально символизировал плуг, который только позднее был заменен на серп. Учитывая, что для советской символики характерны масонские мотивы, скорее всего коммунисты заимствовали серп и молот напрямую у масонов.
В мифологии древних греков титан, а затем бог земледелия и времени Кронос с помощью серпа кастрировал своего отца Урана. Данный акт символизировал отделение земного от небесного, однако непосредственной причиной было желание избавиться от соперников в виде будущих братьев. После этого Кронос стал пожирать уже собственных детей, что стало символом неумолимого бега времени. Следует отметить, что на Востоке серп также был связан с обрезанием и оскоплением.