Казалось, еще совсем недавно ухват для чугунка был неотъемлемой частью кухонной утвари, а сегодня этот предмет можно встретить нечасто.
Ухватом принято называть специальное приспособление, используемое для доставания тяжелых казанов из печи. Применяя держатель, из печи достают горячие чугунки, не боясь ожога. Также ухват именовался и рогачом из-за своеобразной формы, схожей с рогами животного. Благодаря такому устройству вытаскивать горшки с горячей печи хозяйкам было совсем не сложно.
Имея рогач в хозяйстве, не потребуется просить помощи у домочадцев, чтобы убрать казан, брать ветошь или иные приспособления, боясь обжечь руки. Достаточно взять «помощник» в руки, укрепить под посудиной и извлечь или установить чугунок. Благодаря надежному креплению на основании посуды исключается переворот емкости или ее падение.
Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, - почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: «С ухватом баба - хоть на медведя!». Подтверждение этому находим и в живой диалектной речи: «Не ходи ко мне, подлец, я тебе рогачом-то двину!»
Однако русским говорам известны и другие названия ухвата. Одно из - них - рогач. Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник).
Интересна история использования ухвата, ведь в былые времена рогач не только являлся бытовым предметом, но и становился своеобразным оберегом.
Уходя их дома, хозяева непременно ставили его у печи, вверх рогами.
Как цепной пес, рогач оберегал жилище не только от непрошеных гостей, но и от злых духов и колдунов.
Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха.
Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. В Белгородской, Курской губернии во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте — «продажной телке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами — использовался и ухват.
В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума.
После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами.
В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом.
Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т. е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.
Использовался ухват и в обряде опахивания.
Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой.
Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба — хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез».
Термин ухват распространен почти по всей России.
Найти этот незаслуженно забытый атрибут в настоящее время совсем не просто. Иногда им пользуются еще в некоторых деревнях, но крайне редко. Обычно старинный ухват можно увидеть на выставках, в музеях, культурных центрах.