Накануне войны конструкторское бюро Сергея Ильюшина разработало самолёт-штурмовик, предназначенный для поддержки наступающей пехоты и уничтожения вражеской бронетехники. Машина получила наименование Ил-2.
Поскольку самолёту предстояло летать низко над полем боя, его жизненно важные узлы надёжно защитили бронёй. Ил-2, защищённый бронёй и имеющий мощное вооружение, получил прозвище «летающий танк».
Наилучшим образом Ил-2 зарекомендовал себя в борьбе с немецкими танками. Под Курском для уничтожения фашистской бронетехники наши лётчики впервые применили противотанковые авиабомбы кумулятивного (направленного) действия. Бомба весила всего 1,5 кг., но легко прожигала 70-миллиметровую броню. В бомбовых отсеках Ил-2 помещалось до 200 таких бомб. Немцы прозвали Ил-2 «черная смерть».
Ил -2 обладал фантастической живучестью. На одном из штурмовиков, вернувшимся с боевого задания, насчитали более 500 пробоин. У другого самолёта вражеским снарядом отбило кусок лопасти винта длиной около 40 см., но пилот сумел довести машину до аэродрома. Лётчики шутили по поводу этой замечательной машины: «Из боя «Ил» доставляет на честном слове и одном крыле».
Ильюшинский штурмовик стал самым массовым самолётом советских военно-воздушных сил в период Великой Отечественной войны: была выпущена 41 тысяча Ил-2.