Станичникам впервые удалось увидеть самолёт 26 октября 1913 года. В этот день около 17 часов на ярмарочной площади плавно приземлился аэроплан «Ньюпорт-4», прилетевший со стороны Армавира. Пилотировал его военный лётчик Александр Васильевич Котов, молодой человек, лет 25.
Весть о прибытии самолёта быстро разнеслась по станице. Поручика Котова офицеры гарнизона приняли как дорого гостя. Уже с рассвета следующего дня станичники и хуторяне заполняли ярмарочную площадь, желая взглянуть на «летательную машину».
По просьбе собравшихся поручик Котов совершил два показательных полёта: первый-в направлении северной части хутора Романовского, второй над станицей Кавказской. Каждый полёт продолжался около 10 минут, аэроплан описывал круги примерно по 15 км каждый. Во время приземления и при появлении лётчика из машины восторгу собравшихся не было предела. 28 октября поручик Котов, заправив самолёт, улетел.
Советская молодёжь особенно в середине 30-х годов 20 века грезила полётами, мечтали покорять небо. Станичные парни также стремились летать. Мечтал об этом и Михаил Власов, сын доктора Власова В.П. Он стал военным лётчиком и прошёл нелегкий путь от курсанта авиаучилища до генерал-майора авиации.
Михаил Власов родился в 1916 году в станице Кавказской. Окончил школу, получил профессию слесаря, прошёл курсы фельдшеров. По комсомольскому спецнабору в 1935 году Михаил поступил в Харьковское военно-лётное училище, которое оканчивает с отличием в 1938 году и остаётся в училище в качестве инструктора.
Первый воздушный бой Михаил Васильевич Власов провел 22 июня 1941 года над городом Одессой. В нём Михаил Васильевич сбивает первый самолёт-истребитель «Мессершмитт-109». Так начался боевой путь старшего лейтенанта лётчика-истребителя Михаила Власова.
За 1941 год наш земляк совершает 961 боевой вылет. В начале войны огромное число советских самолётов было уничтожено в неравных боях. Не хватало боевого опыта. Советское командование бросало в бой всё, что могло летать. Жестокая действительность войны заставляла искать новые, эффективные методы ведения воздушных боев. Нужно осваивать новые самолёты, новую тактику воздушного боя, помогать готовить курсантов. И Михаила Васильевича направляют на обучение в Военно-воздушную Академию им.Жуковского Н.Е.
После обучения капитан Власов был назначен командиром эскадрильи. Сам лично совершает по 2-3 боевых вылета в день.
Над «Голубой линией» в одном из неравных боёв с несколькими самолётами противника он был сбит, ранен в ногу. Ему удалось выпрыгнуть с парашютом в плавни на территорию, занятую врагом. Камыши скрыли приводнившегося лётчика. На затерявшемся там островке Михаил обнаружил небольшое рыбацкое строение. Обработав рану, пригодились фельдшерские курсы, он несколько дней ловил рыбу и охотился на уток. Залечив рану, Михаил Васильевич решил идти к своим. Пробираясь где вброд, где в плавь, ориентируясь по артиллерийским взрывам и пулемётному огню, сумел выйти в расположение советских войск и вернулся в свой полк.
С 1943 года Власов — штурман 15-го истребительного авиаполка. В 1943 году Власов провёл 52 боевых вылета, провёл 16 воздушных боёв и сбил 2 самолета противника. В 1944 году совершил 59 боевых вылетов, провёл 11 воздушных боев и сбил три немецких самолета. Власов участвовал в решающей Берлинской операции.

За период ВОВ был награжден девятью орденами, из них 4 ордена «Красного знамени» , многими медалями
После войны М.В. Власов продолжил службу в военно-воздушных силах.
Военную службу закончил первым заместителем начальника штаба противовоздушной обороны Бакинского округа. Был одним из самых «долголетающих» военных лётчиков. Полёты начал в 1935 году, а завершил в 1960 году. - 25 лет отличной лётной службы. За этот период освоил 15 типов самолётов. В 1956 году ему присвоено звание генерал-майор. Мы гордимся своими земляками.
И сегодняшние мальчишки мечтают о небе. Из нашей станицы вышли и до сих пор летают более 25 лётчиков. У Кавказской поистине «Лётная судьба».

Закрыть меню