С первых дней Великой Отечественной войны на места боевых действий отправились фронтовые фотокорреспонденты. Глазами этих людей мы видим фронтовые будни: каждый черно-белый кадр, по сути, является свидетельством той трагической и героической эпохи. На войне работали более 200 фотокорреспондентов центральных СМИ и военных изданий. Право иметь штатных фотокоров получили 18 фронтовых и 110 армейских газет. Многие фотокорреспонденты прошли всю войну и дошли до Берлина: среди них — Евгений Халдей, Виктор Темин, Яков Рюмкин. За четыре года войны фотографами были сделаны около миллиона кадров. Четыре года эти люди — разного возраста и опыта — работали над одной темой общечеловеческого масштаба. Первоисточники указывают на то, что делали они это в условиях весьма непростых, в том числе в техническом плане.
Во время Великой Отечественной войны аккредитованные для работы на фронте журналисты и фотографы зачислялись в ряды Красной армии, им присваивались офицерские звания. Порой приходилось вступать в бой. Как говорил Константин Симонов, "войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи!".
Деятельность фотографов и пишущих корреспондентов на фронте была строго регламентирована. В 1942 году Главным политическим управлением Красной армии было выпущено "Положение о работе военных корреспондентов на фронте".
В документе были четко прописаны темы, которые должны быть раскрыты: "боевой опыт частей, бойцов и командиров Красной Армии (Военно-Морского флота) в Отечественной войне Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков, опыт партийно-политической работы в частях Красной Армии; содействие населения прифронтовой полосы боевым действиям частей Красной Армии; чинимые немецко-фашистскими захватчиками зверства, грабежи и насилия над мирным населением оккупированных ими районов, истребление немцами советских военнопленных".
Отдельно отмечалось, что "военный корреспондент должен стойко переносить лишения и сложности фронтовой жизни, быть дисциплинированным, смелым и готовым в любую минуту к участию в бою, если этого потребует сложившаяся обстановка".
Если сегодня наши фотокорреспонденты, работающие в зоне СВО, имеют статус некомбатантов (фр. "не воюющие"), то во времена ВОВ фактически все фотожурналисты были при погонах и с оружием в руках. Многие из них участвовали в боях наравне с рядовыми бойцами советской армии. Фотокор Аркадий Шайхет вывез на редакционной машине 15 раненых с поля боя, за что потом был удостоен ордена Красного Знамени. Павел Трошкин погиб в бою с бандеровцами. Его машина попала в засаду. Симонов пишет, что Трошкин до последнего отстреливался из автомата. Другой фотограф, Михаил Бернштейн, застрелился, не желая попасть в плен, когда находился в окружении под Харьковом. И таких примеров масса".
При этом, по ее словам, известен даже случай, когда военкор ТАСС, капитан Владимир Иванов, после гибели командира принял на себя командование целым батальоном в уличном бою в Белграде. Он был смертельно ранен.
… На фронте погибли 27 фотокорреспондентов.
Константин Симонов писал, размышляя о роли фотокорреспондентов на фронте - "В объективе аппарата всегда кусочек истории, и чем дальше идет время, тем ценнее становятся для нас исторические фотосвидетельства".